Неизвестная история храмов Озинского района

Неизвестная история храмов Озинского района

Нашему Отечеству XX век принес глобальные перемены. Гонения на Церковь развернулись в ужасающих масштабах — к 1943 году по плану государства в стране хотели закрыть последний храм и уничтожить последнего священника. Исключением не стал и Озинский район. К окончанию советской эпохи в Озинском районе из пяти храмов сохранились только стены одного храма. И только благодаря тому, что они выдержали многократные попытки взрыва. Работая в Центральном государственном архиве Самарской области, я начал понемногу открывать забытые страницы истории наших храмов.

Первые поселенцы

Первые поселения в Озинском районе относятся к середине XIX века, когда после Севастопольской битвы (1854–1855 гг.) отставные офицеры царской армии получили земельные наделы по рекам Чалыкла и Солянка. Появившиеся хутора назывались, как правило, по фамилиям их хозяев. Хутора были немногочисленными — от 50 до 200 человек. С такой численностью о приходской жизни не могло быть и речи. Ближайшие храмы находились за 30–40 верст.

До революции территория Озинского района относилась к Самарской губернии. Хутор Бенардаки, села Солянка и Новочерниговка относились к Николаевского уезду с подчинением к городу Николаевску (ныне Пугачев), а села Балаши, Малаховка, Старые Озинки относились к Новоузенскому уезду с подчинением к городу Новоузенску.

Хутор Бенардаки

Первый храм в Озинском районе был построен дворянином Константином Дмитриевичем Бенардаки в 1870 году на хуторе Бенардаки, который располагался от современного села Солянка в 12 верстах. Престол был освящен во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Храм был небольшого размера, деревянный, обшит с наружной стороны тесом, окрашенный масляной зеленой краской, крыша покрыта железом. Колокольня была устроена временно на четырех деревянных столбах.

В 1870 году умер Дмитрий Егорович (отец Константина Дмитриевича) Бенардаки, и земля перешла к купцу Мальцеву. Жалование на нужды клира перестало поступать. И, по всей видимости, сами прихожане за их малочисленностью не могли самостоятельно содержать храм. Богослужения практически прекратились и совершались два раза в год. Храм начал ветшать.

Село Балаши

В 1878 году, как сообщают документы, «на хуторе господина Балашова» (ныне село Балаши) был построен деревянный храм на 500 человек. Церковь была освящена в честь Покрова Божией Матери. Нужда в храме была: хутора росли и появлялись новые, а до ближайшего храма, особенно в зиму или в межсезонье, добраться не всегда было возможно. В 1887 году было получено разрешение о расширении здания храма, поскольку в праздники храм становится тесным.

29 января 1902 года деревянный храм постигла печальная участь — пожар его полностью уничтожил. 17 марта 1902 года землевладелец Иван Иванович Вдовин подал прошение на имя правящего архиерея о постройке нового храма по плану самарского архитектора Тадеуша Севериновича Хилинского. Им было построено множество храмов в Покровской епархии. 18 мая 1904 года Покровский храм в Балашах был освящен.

8 октября 1929 года был арестован клирик храма священник Леонид Дронский. 24 ноября 1929 года он был приговорен к трем годам высылки в Северный край (ныне это территория Архангельской, Вологодской области и Республика Коми). 27 мая 1931 года был арестован клирик храма священник Макарий Костин. 29 августа 1931 года он был приговорен к трем годам высылки в Северный край. Их дальнейшие судьбы неизвестны.

В 1935 году церковь в Балашах была закрыта, ее пытались взорвать. Повреждения коснулись лишь куполов и крыши, стены храма устояли. В советские годы здание храма было приспособлено под дизельную электростанцию, потом использовалось как склад. Позже помещение храма было заброшено.

4 октября 2009 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (ныне — Митрополит) освятил отреставрированный Покровский храм в Балашах.

Село Солянка

В 1887 году в Солянке был построен деревянный храм. История его строительства очень интересная: с 1872 года в храме на хуторе Бенардаки практически прекратились богослужения, и здание церкви начало ветшать. В 1884 году на имя правящего архиерея было подано прошение от жителей Солянки: «В расстоянии от нашей деревни не более 12 верст есть бесприходная церковь (на хуторе Бенардаки) …просим Ваше Преосвященство разрешить нам купить помянутое здание церкви и соорудить в нашей деревне Солянке». Разрешение было получено, и храм перевезли в Солянку. Его установили, расширили, и в 1887 году в нем стали совершаться богослужения. Церковь освятили во имя святого Архангела Михаила.

В годы Гражданской войны страшная участь постигла священника, служившего здесь. После Божественной литургии за селом неизвестные зарубили священника Иоанна Орлова шашками. Как вспоминают жители, его похоронили рядом с храмом. К большому сожалению, о нем нет никакой информации, кроме краткой выдержки из официальных документов до момента назначения в село.

Судьбы и имена священников, служивших в этом храм после революции, также неизвестны. Однако до 1930-х годов в храме во имя Архангела Михаила совершались богослужения. Но в 1937 году церковь в Солянке была разрушена.

Последние дни храма нам стали известны из воспоминаний жительницы села, которая стала свидетельницей тех событий. Мария Антоновна Гребенникова родилась в 1921 году, а умерла 16 января 2017 года. Она вспоминала: «Когда разоряли и рушили храм, я была свидетелем этого. Было это в 1937 году. В то время в селе на каждом углу были объявления: “Бога нет, поэтому и Церковь не нужна”. И были они не только в Солянке, но и в других селах. В середине лета 1937 года храм рушили — это хорошо запомнила. Как его рушили, я не запомнила, но в памяти остался один эпизод, который мне запечатлелся на всю жизнь. Из храма выкинули большую икону, наверное, размером в дверь (возможно, диаконская дверь. — Авт.). И наш односельчанин начал ее топтать ногами, ломать и при этом смеяться. Так и весь храм ломали, на доски растаскивали и все раскидывали в разные стороны».

В советские годы на месте храма был пустырь. Лишь 23 августа 2014 года Епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершил Великое освящение нового храма в честь Иверской иконы Божией Матери в Солянке на месте разрушенного.

Село Старые Озинки

Церковь-школа в Старых Озинках была построена в 1903 году тщанием прихожан на пожертвования благотворителей. Церковь была деревянной и могла вместить около 500 человек. Храм был освящен 23 ноября 1903 года во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Благодаря сохранившимся чертежам можно сказать, что храм в архитектурном стиле был сделан очень просто. Он представлял собой здание длиной 10 метров и шириной 4 метра с небольшим куполом.

В годы гонений храм постигла та же участь, что и все остальные. Его закрыли, и здание до войны использовалось под клуб, а затем под колхозные нужды. Примерно в 1954 году церковь разобрали до основания, и стройматериал пошел на колхозные нужды. Остался только фундамент, который в настоящее время частично проглядывает из-под земли.

На месте храма сейчас стоит крест как напоминание о святом месте.

В 1995 году под храм было передано здание магазина, где и совершаются в настоящее время богослужения. Это первый храм в Озинском районе, открытый после долгого периода безбожия.

Село Новочерниговка

Храм в честь Святой Троицы в Новочерниговке был построен в 1904 году усердием прихожан. Здание церкви было деревянным и могло вместить до 400 человек. Располагался храм в центре села. При входе в храм была колокольня.

По воспоминаниям местных жителей, на месте, где располагался храм, сейчас проходит грунтовая дорога и недалеко находится памятник героям Гражданской войны. Из-под земли виднеется красный кирпич — это остатки фундамента храма. В советское время остатки фундамента разбирали на хозяйственные нужды. Дом священника также полностью был уничтожен.

Судьбы священнослужителей села Новочерниговка неизвестны. По рассказам местных жителей, недалеко от храма был похоронен батюшка, но народная память не сохранила ни имя священника, ни его судьбу, ни точное место захоронения. В 1931 году храм в Новочерниговке был разрушен.

Село Малаховка

Единственный храм, про который известно только из архивных документов, — это храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Малаховка. Храм был построен в 1903 году на средства прихожан и на пожертвования землевладельца Ивана Ивановича Вдовина. Церковь была деревянной, с колокольней и могла вместить до 500 прихожан. Согласно клировым ведомостям, храм был полностью всем обеспечен и содержался на пожертвования жителей. Дата закрытия и разрушения храма неизвестна.

После окончания советского периода местные жители начали покидать село, и сейчас там никто не проживает. Соответственно, где располагался храм, как он выглядел, а также имена и судьбы священнослужителей неизвестны.

* * *

Мы живем в удивительное время: прошлое, которое гонители Церкви хотели уничтожить, напоминает нам о себе: страницами архивов, воспоминаниями очевидцев, несломленными стенами храмов. Вспомнить ли его или жить так, как будто не было поруганных святынь, — зависит от каждого из нас. И может быть, эта память поможет нам сделать так, чтобы новые храмы Озинского района не постигла печальная судьба их предшественников.

Священник Стахий Сахаров

Дорогие братья и сестры!

Если вам известны имена и судьбы священнослужителей, а также воспоминания, связанные с храмами Озинского района, мы просим вас обратиться к автору статьи по телефону: 8–937–266–93–63 или по e-mail:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *