Литургия Преждеосвященных Даров в нашем храме

6 марта, в Пятницу первой седмицы Великого поста, настоятель храма протоиерей Стахий Жулин в сослужении клириков священника Стахия Сахарова и священника Сергия Жупикова совершили Литургию Преждеосвященных Даров в храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери. На Литургии причастились Святых Христовых Таин 33 человека. С проповедью к прихожанам о великомученике Феодоре Тироне и об истории праздника обратился протоиерей Стахий Жулин.

По заамвонной молитве священнослужители совершили молебный канон великомученику Феодору Тирону и освятили коливо, которое, по Уставу Православной Церкви, предлагается верующим в воспоминание о чуде, совершенном этим святым.

В течение всей недели первой седмицы Великого поста ежедневно утром и вечером в Феодоровском храме священнослужители совершали великопостные богослужения: утреню, Часы, Изобразительны, вечерню, Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, Литургию Преждеосвященных Даров.

Святой Феодор, живший в городе Амасии, в Понтийской области (Малая Азия), во время правления лютого ненавистника христиан правителя Максимилиана (286–305 годы) был воином и носил прозвище Тирон, что по латыни означает «новобранец». За отказ принести жертву идолам и отречься от Господа святой воин много претерпел: его заточили в темницу, морили голодом, страшно пытали и, наконец, убили, приговорив к сожжению. Великомученик Феодор настолько любил Бога, был крепок духом и бесстрашен, что у верующих не оставалось сомнений: на глазах у них казнили настоящего воина Христова. По преданию, его останки, не тронутые огнем, с честью похоронила в своем доме в городе Евхаит некая Евсевия, также исповедовавшая Единого Бога. Позже мощи перенесли в Константинополь, а главу — в Гаэту (Италия).

После гибели мученика прошло пятьдесят лет. Империя, которой служил святой Феодор, потихоньку становилась христианской, но в высших политических кругах это устраивало не всех. Юлиан Отступник (361–363 годы), последний римский император-язычник, намеревался возродить в государстве языческие традиции, а заодно оскорбить христиан. Тем более что подвернулся удобный случай — начался Великий пост. Правитель приказал окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы на рынках и сохранить деяние втайне, особенно от верующих.

Тогда мученик Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию, чтобы предостеречь и укрепить людей. Святой велел постящимся ничего не покупать на торжище и вместо этого готовить коливо или кутью. Согласно преданию, архиепископ в недоумении переспрашивал святого, что же такое коливо и как его приготовить, ведь в Константинополе о таком блюде не слышали. В ответ мученик пояснил, что в городе, где он погребен, так называют вареную пшеницу с медом и фруктами.

С тех самых пор чудесное явление святого стало праздником для Православной Церкви, а коливо — его неотъемлемым элементом. Тем не менее, до нас дошли молитвы на освящение кутьи, датируемые IX–X и XII веками, что дает право утверждать — традиция приносить коливо на память является сравнительно поздней. Историки же зафиксировали обычай подавать кушанье из крупы и фруктов в Древней Греции, то есть в дохристианскую эпоху. Еще одно указание есть в толковании Вальсамона на 4-е апостольское правило, где говорится, что коливо приносят к алтарю в честь Господских праздников (Рождественский и Крещенский сочельник), в память святых и в дни поминовения усопших (родительские субботы, Радоница).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *