Крещение

Крещение — единственное таинство, которое упомянуто в Символе веры, потому что оно является дверью в Церковь Христову. «Единственное таинство вселенной — сама Церковь»[8], — утверждал митрополит Антоний Сурожский. После принятия крещения можно пользоваться другими таинствами.

fe349ed957c3e3479b6bcb2ec35af57a

Относительно Таинства Крещения в Церкви были споры и сомнения: следует ли некоторых людей, как, например, еретиков, при возвращении их в Церковь крестить вторично. Вселенский Собор указал, что крещение может совершаться над человеком только один раз, т.е. «исповедую едино крещение». Поэтому крещение относится к т.н. неповторяемым таинствам, как и миропомазание и священство. В известном смысле Таинство Покаяния называется вторым крещением. Крещение возрождает нас Святым Духом. Возрождает потому, что мы когда-то наше первое рождение погубили и теперь зачинаемся в беззакониях. Святой пророк и псалмопевец Давид писал, что во грехах рождает каждого из нас матерь наша[9].

Для принятия крещения необходимы вера и покаяние. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая его от прежних грехов и освящающая его. Как и Господь Иисус Христос, мы должны быть освящены. Как Он, крещены. Таинства — это Бог, Себя дающий нам.

Святитель Филарет Московский говорит об этом таинстве: «Человек рождается зараженным прародительским грехом. Святое Крещение возрождает его в новую жизнь, но не уничтожает тотчас жизни ветхого человека, ибо вседействующая благодать Божия дает место действию веры и подвигу человека, дабы милость была не без правды и дабы мы добровольно приняли спасение»[10].

8fbebd728fb4b96e77f2f249859b3fed

Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и ото всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т.е. благодатного Царства Христова[11].

В Православной Церкви крестят младенцев по вере их родителей и восприемников, подобно как Иисус Христос, видя веру принесших больного, исцелил его (см. Мф. 9:2). Для этого и бывают при крещении восприемники, которые обязаны научить крещаемого вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Восприемники обязаны поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Это священный долг восприемников. Если они пренебрегают этим долгом, то тяжко грешат.

В настоящее время в Русской Православной Церкви активно возрождается практика огласительных бесед перед крещением для взрослых, желающих вступить в Церковь, и для восприемников крещаемых младенцев. Имя человека, проходящего беседы перед крещением, вносится в молитву Церкви «об оглашенных». Этимология слова «огласительные» несложна. «Оглашать» — значит сделать гласным. В церковном смысле огласить — объявить перед Богом имя того человека, который готовится к крещению. Огласительные беседы — это подготовка, во время которой изучаются основы христианской веры.

В самом Таинстве Святого Крещения священник молит Господа изгнать из крещаемого всякого лукавого и нечистого духа и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства. Крещаемый должен в таинстве отречься от дьявола, дать обещание служить Христу и подтверждает свою веру во Христа как Царя и Бога посредством чтения Символа веры.

Источник: https://pravpokrov.ru/

8. Иларион (Алфеев), архиепископ. Православие Т. II — изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 559, 560.
9. Высшие богословские курсы при Московской православной духовной академии. —
Богословские статьи протоиерея Георгия Флоровского о церкви. //https://www.kursmda.ru/books/theology_church_florovsky.htm#_toc62788927
10. Московская православная духовная академия. Святые Отцы о Таинстве Покаяния. —
https://www.mpda.ru/site_pub/82546.html
11. Символ веры. — https://simvol-veri.ru/xp/tainstva-pravoslavnoie-cerkvi.html