Таинства

Митрополит Филарет писал в Пространном Катехизисе: «Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами»[1]. В определении основополагающим является то, что Церковь есть сообщество людей, соединенных таинствами. Таинства являются одновременно и связующими звеньями для членов Церкви, и определяющие этих членов как таковых, поэтому все остальные элементы определения необходимо входят в эти два слова: таинства и люди.0e8e0c2da5dc002237cdd9b7dd68e640

С «веры в Господа Христа начинается христианское освящение благодатью, которое совершенствуется в дальнейшем святыми таинствами и святыми добродетелями», [2] — пишет преподобный Иустин (Попович). Церковь создана Богом для человека и поддерживает человека посредством благодатных даров Духа Святого, которые подаются через ее святые таинства. Таинства на Земле осуществляют и определяют Церковь как таковую. Но, несмотря на это, проявления Духа в Церкви многочисленнее, чем ее святые таинства, так как вся жизнь Церкви и все, что в ней совершается, имеет благодатный характер[3].

Человек не может и не обретает в Церкви благодатных даров, если не участвует в таинствах. Таинства — это установления Бога о действиях благодати на Земле через людей, посредством Духа Святого в Церкви.

Таинства являются священнодействиями, совершаемыми в Церкви и Церковью. В них через молитвенный призыв Церкви ниспосылаются Богом благодатные дары Духа[4]. Все таинства неотделимы от Церкви и совершаются внутри нее. Таинства приоткрывают перед людьми, приступающими к ним, реальность иного мира, Небесной Церкви, а также способствуют духовному перерождению всего человечества[5]. Святая Православная Церковь содержит семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение. Все единство Церкви осуществляется в таинствах. В таинствах наше человеческое существование соединяется с вечностью божественной жизни, или, скорее, возвышается до нее Духом Животворящим[6].

Человек является психофизическим существом, т.е. видимым по телу, невидимым по душе, — соответственно и каждое святое таинство имеет две стороны: видимую и невидимую. Зримую сторону составляют: все действия священника, его слова, молитва и всё, что необходимо для совершения таинства, а незримую сторону таинств составляет Божия благодать. Известные нам таинства могут осуществляться при трех условиях: Бог, человек, Церковь. Без одного из этих условий, таинства, в известной нам мере, несостоятельны. Божия благодать делает человека способным соединиться с Христом. Для такого соединения необходимым является усовершаться таинствами, омываться, помазываться, наслаждаться святой трапезой. К делающим это приходит Христос и водворяется в них, и соединяется с ними, и исторгает из них грех, и влагает Свою жизнь и силу, и делает общниками Своей победы[7]  и, несомненно, будет вечерять с ними (см. Откр. 3:20) в будущем веке.

Источник: http://pravpokrov.ru/

1. Николай Кавасила. Цит по: Иларион (Алфеев), архиепископ. Православие Т. II — Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — С. 559, 560.
2. Семинарская и святоотеческая библиотеки. Антоний, митрополит Сурожский.
Церковь и Евхаристия // http://otechnik.narod.ru/surojcev.htm
3. Блаженный Симеон Солунский. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Изд-во «Оранта». 2010. С. 4.
4. Пространный христианский катехизис Православной кафолической восточной Церкви // http://pravosludm.narod.ru/lib/filaret/katexizis/part1.html#a9
5. Открытая библиотека святоотеческой литературы Agios. Иустин (Попович) , прп. Толкование на послание к ефесянам святого апостола Павла.// http://agios.org.ua/wiki/index.php
6. Афанасьев Николай, протопресвитер, профессор Православного Богословского Института в Париже. Вступление в церковь. //http://www.golubinski.ru/ecclesia/vstup1.htm
7. Афанасьев Николай, протопресвитер, профессор Православного Богословского Института в Париже. Вступление в церковь. //http://www.golubinski.ru/ecclesia/vstup1.htm