Вопрос Архиерею. Новые ответы

Как относиться к ситуации, которая сложилась вокруг так называемой «погребальной земли»? Как решиться на уход в монастырь?.. На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Ваше Высокопреосвященство! Прошу Вас, ответьте: как Вы относитесь к ситуации, которая в настоящее время сложилась вокруг так называемой «погребальной земли»? Дело в том, что «земелька» воспринимается народом определенно как самое главное в отпевании. Я служу 3 года. Совершаю отпевания в среднем 2-3 раза в день. И на каждом стараюсь обстоятельно объяснять: молитва, милостыня, покаяние, Причащение Святых Христовых Таин — вот что самое важное. При этом с трудом припоминаю 3-4 случая, когда люди прислушались и пришли хотя бы на исповедь. А на самом отпевании вопросов об этом вообще никогда не задают. Как будто это и так всем известно и знакомо (как бы не так!). И про «земельку» стараюсь объяснять всякий раз — что это всего лишь символ и т.д. Однако, когда я (по свойственной мне забывчивости) пару раз не брал на отпевание «земельку» совсем, то реакция была такой, что оставалось только сетовать: эту энергию бы, да в мирных целях! И спросят, и переспросят, и еще раз спросят, затем на следующий день в храм заявятся к настоятелю с одним требованием: ДАЙТЕ ЗЕМЛЮ! 

Не кажется ли Вам, что в советское время, когда и возникло заочное отпевание, эти манипуляции с землей, возможно, и имели смысл, но в дальнейшем это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным: сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание. А мы, священники, потакаем суевериям?

И вечный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? Заранее благодарен за ответ.Иерей Алексей

Дорогой отец Алексей! Действительно, так называемая «погребальная земля» — я бы сказал, отвратительная язва современной церковной жизни. Так сложилось, что мы сами, духовенство, в погоне за прибылью вынесли за пределы храма целый ряд богослужебных последований, которые в просторечии называются требами. И в первую очередь это относится к погребению. Я уж не буду говорить о том, во что превращается отпевание, совершенное в каких-нибудь ритуальных залах, на дому, в похоронных конторах, — что остается там от этого чинопоследования и вообще от самого замысла церковного погребения. Ничего не остается, кроме надругательства и над усопшим, и над церковным богослужением…

К сожалению, совершение треб подобным образом устраивает обе стороны. Для тех, кто их заказывает,— это некая непонятная формальность, которая совершается «на всякий случай» или потому, что «так принято». И у тех, кто их совершает, мысль только одна — получить деньги и побыстрее уйти на следующую требу… Такая ситуация порождает огромное количество околоцерковных суеверий. К сожалению, и во многих наших храмах тоже научились идти по пути наименьшего сопротивления.

Трудно сказать, чьей вины здесь больше. Тех людей, которые, придя в храм, говорят: «А можно, чтоб нам тут не стоять? Вот вам деньги, и сделайте, что нужно, побыстрее…»? Или тех, кто дает им кулечек с песком и говорит: «Подите, там, высыпьте на могилку», — и берет за это деньги, как за отпевание? Виноваты обе стороны. Конечно, совершается беззаконие — причем настолько уже узаконенное беззаконие, въевшееся в плоть и в кровь нашей церковной жизни, что нужны огромные усилия и настоящий подвиг для того, чтобы это беззаконие пресечь.

Мне приходилось неоднократно об этом говорить (см.: Нужно работать над своим сердцем). Настолько, насколько у меня хватает сил, я борюсь с этим в своей епархии. Но не могу сказать, что я эту ситуацию переломил, потому что, к сожалению, очень часто наше духовенство никаких уговоров не воспринимает, а реагирует только на какие-то жесткие меры вроде запретов, переводов и так далее. Все остальное остается гласом вопиющего в пустыне. Но, думаю, что хоть в какой-то степени, мне удалось снизить остроту этой проблемы.

Я хотел бы пожелать Вам, отец Алексей, чтобы Вы тоже не боялись идти против течения. В принципе, к этому призван каждый христианин в своей жизни. К сожалению, чтобы остаться верным Евангелию и своей присяге, иногда приходится идти против течения и в Церкви. Это печальная особенность нашего времени. Поэтому никогда не идите на поводу у таких людей и всегда старайтесь исполнять свои священнические обязанности, свой священнический долг достойно. Людей надо учить. И никогда не отчаивайтесь, если видите, что семя, которое мы сеем, падает в основном на каменистую почву. Какие-то семена все же принесут плод, пусть и небольшой.

Уважаемый Владыка! Я читаю книгу Данте «Божественная комедия». Хотелось бы узнать Ваше мнение о данном произведении. Андрей

Уважаемый Андрей! Это очень хорошая книга, один из шедевров мировой классики, и прочитать ее необходимо каждому культурному человеку. Только надо относиться к ней как к художественной литературе, а ни в коем случае не как к богословской.

Владыка, благословите! Подскажите, пожалуйста, как решиться на уход в монастырь? Мне кажется, что я уже определилась с выбором, понимаю, что монашество — это, так сказать, битва на передовой, но все же страшновато делать выбор на всю жизнь. Что посоветуете прочитать? Как развить в себе смирение и послушание? Что нужно обязательно знать перед приходом в монастырь? Спаси Господи. Анна

Уважаемая Анна! Первое: перед приходом в монастырь нужно быть абсолютно свободной от всякого рода пристрастий, привязанностей и житейских обязательств. Если на Вашем попечении находятся престарелые родители или у Вас есть несовершеннолетние дети, о монашестве думать нельзя.

Второе, о чем нужно знать: уходить в монастырь можно только при наличии большой любви к Богу и глубокого желания вести монашескую жизнь. Для того, чтобы это желание укрепилось, нужно правильно понимать, что такое монашество. А для этого нужно читать аскетическую литературу — авву Дорофея, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Отечник» епископа Игнатия Брянчанинова. Хорошо бы прочитать его же «Приношение современному монашеству».

Что касается развития в себе смирения и послушания, — каждый христианин должен воспитывать в себе эти качества. Воспитание смирения заключается, прежде всего, в безропотном перенесении скорбей и обид от окружающих людей. У аввы Дорофея есть замечательные слова о том, что тот, кто просит себе смирения, должен понимать, что при этом он просит Бога послать человека, который бы его оскорбил.

Послушание для живущих в миру заключается в том, чтобы быть послушными тем людям, которые находятся выше нас, и с терпением и с покорностью воспринимать все то, что посылает нам в жизни Господь.

Уважаемый Владыка! Бог дает мне все, о чем я прошу, кроме одного — я не замужем. Я читала Ваш ответ девушке, которая замуж не хочет. Но я замуж хочу. Идут годы, и это мое желание не проходит и не исполняется. Детородный возраст не безграничен. 7 лет назад я с этой проблемой подошла к своему батюшке. Он не раздумывая сказал: «Зажатая очень и со стороны выглядишь сурово», благословил на чтение акафистов. Мне понятно, что я не такая, как должно. Мне не понятно, что делать? Ксения

Уважаемая Ксения! Бывают разные причины, почему человек не может создать семью. Вы в этом не одиноки, к сожалению, в наше время это очень часто встречается. Поскольку я Вас не знаю, я не могу более глубоко судить о причинах и давать Вам какие-то конкретные советы «на расстоянии». Единственное, что можно сказать: нужно как-то проявлять свой интерес к людям, но без навязчивости, относиться к ним с теплотой.  Часто человек не замечает, что у него сложились навыки общения, которые отпугивают других людей. Надо последить за собой. В любом случае нужно прикладывать усилия, не нужно стесняться своего желания выйти замуж. Создать семью — это очень хорошее, доброе и правильное стремление.

Главное, что нужно делать — стараться исправлять себя и просить Бога об устроении своей судьбы. Это вроде бы обычные правила христианской жизни, но они самые действенные.

Здравствуйте, уважаемый Владыка. Хотелось бы узнать, когда в приходе во имя священномученика Константина Богородского Вольского района села Барановка появится собственный настоятель, так как у нашего настоятеля, кроме нашего прихода, еще один приход и храм. Хотелось бы, чтобы по праздникам совершались Божественные литургии, но у настоятеля таких возможностей нет, так как он не успевает везде провести службы в праздники. Все прихожане нашего прихода желают, чтобы в приходе был свой духовный отец. Людмила

Уважаемая Людмила! Я очень хорошо понимаю желание жителей села Багай-Барановка иметь собственного настоятеля на приходе. К сожалению, пока это невозможно. Во-первых, у нас в епархии до сих пор не хватает священников, а, во-вторых, священник должен на что-то жить. Приход в селе Багай-Барановка, к сожалению, не сможет содержать священника, ведь это, как правило, человек, обремененный семьей, с несколькими детьми. Поэтому пока Ваш приход окормляет по совместительству настоятель другого прихода.

Так происходит не только в Барановке: в значительной части сельских храмов нашей епархии настоятельствуют священники, которые служат еще в каком-то городе или селе. Поскольку, как я уже сказал, большинство сельских приходов содержать священника не в состоянии, батюшки получают зарплату от епархии. Но назначить в каждое село священника с зарплатой уже не в состоянии сама епархия.

Мы будем стараться, чтобы эти проблемы постепенно решались, но на это требуется время.

Уважаемый Владыка! История моя такая. Был женат, венчан. Потом был развод, потеря каких либо контактов с бывшей супругой. В настоящее время нахожусь в повторном браке, который зарегистрирован в ЗАГСе. На исповеди рассказал священнику без утайки о своем грехе. Он, выслушав меня, был опечален, сказав при этом: как же ты так? Но прочитал надо мной разрешительную молитву. В итоге я не понимаю, отпущен ли мне этот грех (развод с первой  супругой)? Слишком поздно ко мне пришло осознание всей трагедии (мы не живем с первой супругой уже много лет), я был молод и не понимал всей ответственности, которую накладывает на меня венчание.Андрей

Уважаемый Андрей! Если священник прочитал над Вами разрешительную молитву, значит, он отпустил Вам все те грехи, которые Вы исповедовали. Думаю, что слова священника — в данном случае выражение сочувствия и печали о том, что с Вами произошло.

Рубрика «Вопросы Архиерею»

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *