Для всех и каждого — письма о духовной жизни

Для всех и каждого — письма о духовной жизниСвятитель Феофан Затворник, богослов и подвижник, известен своими богословскими трудами, переводами и письмами к различным людям. Его творения часто используются при разрешении богословских вопросов. А его духовное наследие уже современниками воспринималось как всестороннее руководство в духовной жизни. Но… «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?»

В книге с таким названием собраны письма к одной молодой девушке, «которая замуж не хочет, но и в монастырь не собралась с духом». Этот труд, написанный более ста лет тому назад, без преувеличения можно было бы назвать руководством в жизни и современного подростка, и домохозяйки, и желающего уйти в монастырь, да и любого верующего человека.

«Первая чарка колом, вторая соколом, а там уж только подавай»

Так что же полезного может обнаружить в этой книге молодой человек? Казалось бы, и времена сегодня не те, и нравы… Но молодая девушка сталкивается с теми же проблемами, какие могут ожидать юношей и девушек, приехавших, скажем, из отдаленного районного городка или поселка для поступления в институт: «Случилось мне пробыть в обычных здесь общественных увеселениях: то в театре посидела, то погуляла, то была на вечере. И что это за толкотня, какие речи, какие о всем мудреные суждения, какие приемы в обращении? Все это мне дико, а от толкотни мыслей не сберу (…) И не думаю, чтоб я помирилась когда-нибудь с такою жизнию. Присматриваюсь и нахожу, что это не жизнь. Не умею этого объяснить, но утверждаюсь в мысли, что это не жизнь. Движения тут много, а жизни нет…». Святитель Феофан спешит предупредить девушку: «Это на первый раз Вам так показалось, а потом присмотритесь. Впечатление, Вами испытанное, после покойной простой семейной в деревне жизни совершенно в порядке вещей. Я бы сказал Вам: поэтому и судите, где истина жизни и где ложь, — но не знаю, что у Вас от всего бывшего засело на душе. Ибо возможно, что на поверхности будто и неодобрение таких порядков, а поглубже — сочувствие им и желание повторения.

Во второй раз будет уж не так разрушительно и смутительно, в третий — еще меньше, а потом и ничего себе — как говорят про водочку: первая чарка колом, вторая соколом, а там уж только подавай. Которым приходится зайти в табачную мастерскую, что испытывают? И глаза ест, и в носу точит, и дохнуть нельзя. А которые трут-то, тем совсем ничего; да и эти свежие, постояв немного, уж не так жмурятся, чихают и перхают, а потом и совсем эти неудобства прекращаются. Смотрите, не случилось бы и с Вами подобного относительно так возмутивших покой Ваш порядков жизни».

И вправду, часто так случается… Поначалу тусовки в клубах и пабах вызывают отчуждение, первая затяжка и первая стопка кажутся отвратительными, а затем… затем у многих наступает привыкание. И не так уже жмуришься, чихаешь и перхаешь, да и вообще во многом такая жизнь начинается нравиться. Только непонятная грусть порой сковывает сердце, и начинаешь чувствовать, что движения тут много, а жизни нет: «…Потому нет в той жизни жизни, что она не все стороны человеческой жизни занимает, питает, а только малую частичку, и притом такую, которая стоит на последнем месте или, вернее, на окраинах жизни, не касаясь центра ее».

Но означает ли это, что подросток или молодой человек должен чуждаться общества, частью которого он волей-неволей является? Совсем отстать от всех, конечно, нельзя. Но, по словам святителя Феофана, насколько возможно желательно отнекиваться входить в круг светской жизни, а если втянут против воли — «держите себя так, как бы Вас там не было: видя не видьте и слыша не слышьте. Видимое пусть проходит мимо глаз и слышимое мимо ушей. Внешне действуйте, как и все, будто нараспашку, но сердце свое берегите от сочувствий и увлечений. В этом главное: сердце… берегите — и будете там только телом, а не душою».

Дом как монастырь, а мама как игуменья

Одно из писем, написанное святителем Феофаном, обращено к желающим уйти в монастырь. В нем он рассказывает о юной девушке, которая так и жаждала улететь куда-нибудь в пустыню, чтобы ничего не видеть и не слышать, о разных видах подвига безбрачной жизни, о терпеливом ожидании и домашнем подготовлении к монастырской жизни.

Самое главное, о чем предупреждает духовный наставник, это не спешить. «Спешить никак нельзя. Где спешность и этакое рвение — поскорее да поскорее, — там не Божие дело». А Божие дело то, которое идет тихонько, незаметно, но прочно. Стоит молиться Господу и всецело предаться в Его руки. «Господь так устроит, что и сами не догадаетесь, как все устроится».

Святитель Феофан говорит о том, что монастырь — это не единственное место для тех, кто не хочет связываться семейными узами. Ведь когда-то и вовсе не было монастырей. Христиане выходили за города и села и жили там: кто в пещерах, кто в гробницах, а кто в нарочно устроенных келиях вроде шалаша. Лишь спустя какое-то время стали создаваться монастыри. Но и тогда многие люди, решаясь посвятить Господу жизнь в безбрачии, оставались в миру: служили братьям и сестрам в больницах и богадельнях. Святитель Феофан пишет девице о том, что и она может избрать для себя любой из подвигов. «А какой именно, надо пождать и посмотреть, какой Бог укажет. А до того потерпеть надо. До того подвизайтесь первым родом — то есть дома живя. Имейте свою комнату — имейте ее как келию монастырскую и ведите там жизнь, будто в монастыре. Пусть папа и мама будут для вас вместо игумений, свои все — вместо сестер монастырских, а вы — послушница для всех несменная».

«Но хлопотать — не хлопочите»

Как-то юная девушка посетовала святителю на то, что у нее много хлопот по дому. На это Феофан Затворник ответил, что все дела мы должны делать с усердием. Это наш долг. «Но хлопотать — не хлопочите. Хлопоты (забота) сопровождаются всполошением всего внутреннего, а это вещь недолжная. Разве нельзя все порученное обсудить спокойно, а потом и делать его, нисколько не полошась, с мыслию собранной? В житейском быту, если есть что мешающее духовной жизни, то это совсем не дела и занятия, а это пустая многозаботливость, точащая сердце, между тем дело даже на волос вперед продвинуть не могущая, и эти всполошения, возметающие мысли подобно вихрю. От этого выходит всегда толкотня, а дело нисколько не спеется. Извольте же различать должное усердие от недолжной заботы и попыхов и навыкайте все дела делать трезвенно, не отклоняясь мыслию от Господа, а, напротив, держа то убеждение, что Ему всем этим угождаете».

Истинная цель жизни

В чем смысл жизни? Наверное, над этим вопросом задумывались и греческие философы, и китайские мыслители, и бьются до сих пор современные психологи. По словам святителя, цель нашей жизни — в загробной жизни. «Смотрите на небо и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтоб он был ступанием туда. Мне кажется, что это так просто и вместе так всеобъемлюще».

И большое заблуждение, когда люди думают, будто для неба надо предпринять большие и громкие дела. Совсем нет. По словам святителя, надобно просто делать все по заповедям Господним. «Цель — блаженная жизнь за гробом, средства — дела по заповедям, исполнения которых требуют все случаи жизни. Мне кажется, тут все ясно и просто, и нечего вам томить себя мудреными задачами. Помните, что Господь и стакана холодной воды, поданного томимому жаждой, не забывает».

«Писать — это служба Церкви нужная»

В книге «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» собрано восемьдесят писем, каждое из которых состоит из десятка предложений и сотни слов. И настолько они самодостаточны, что любую из фраз можно брать за основу жизни. Эти письма — откровенное и подробное описание внутренней жизни человека. Он сердечно и терпеливо разъясняет все вопросы и недоумения, дает руководство к духовному устроению жизни в миру.

Безусловно, эта книга — не единственное наследие святителя Феофана Затворника. Он вообще видел свое служение в подвиге духовно-литературного творчества. «Писать, — говорил он, — это служба Церкви нужная». Особое место в его творчестве занимают письма к различным людям. Отвечая на вопросы своих корреспондентов, святитель говорит о догматах Православной Церкви и ересях, об искушениях, о Втором Пришествии Христа и о всеобщем воскресении.

Христина Добрынина

Источник: Православное Заволжье

Ответ на “Для всех и каждого — письма о духовной жизни

  1. Какие хорошие наставления,все понятно и доступно.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *