Разумная достаточность

Как воспитывать детей, чтобы они не ушли из Церкви?

В одном из номеров нашей газеты — в материале «Уйти, чтобы вернуться» — мы разбирали наиболее распространенные ошибки, которые допускают родители в процессе религиозного воспитания детей. Среди наших собеседников был настоятель храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона с. Усть­Курдюм Саратовского района, духовник Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Владимир Пархоменко. Будучи отцом восьмерых детей, он не понаслышке знает об особенностях и сложностях воцерковления малышей и подростков. Сегодня наш разговор с отцом Владимиром продолжится — о том, что же, зная обо всех этих ошибках, делать нужно, как привить детям любовь к церковной жизни.

Это не игра — это жизнь

— Отец Владимир, на каких принципах должно строиться церковное воспитание, чтобы наши дети не просто усвоили обрядовую сторону религии, а выросли искренними христианами?

— Оговоримся сразу, что сегодня речь пойдет о воцерковленных семьях, в которых папа и мама — верующие, потому что к семьям, в которых религиозен лишь один из родителей, подход будет иной. И для начала короткая история, которую мне поведал один батюшка. Жили по соседству две семьи священников. Жили недалеко от храма, обе — многодетные. В одной семье церковное воспитание заключалось в том, что дети утром после пробуждения осеняли себя крестным знамением, добегали до храма, прикладывались к трем иконам (праздничной, Спасителя и Божией Матери), пили немного святой воды. И всё! При этом все эти дети, когда выросли, остались в Церкви. А в другой семье детей заставляли вычитывать правило, подолгу молиться вместе с родителями. И никто из них в семинарию не пошел. Эта история — небольшая зарисовка к нашей теме. Не скажу, что нужно брать модель церковного воспитания первой семьи за образец, но родителям всегда следует помнить о принципе разумной достаточности, на котором, как на фундаменте, должно строиться воцерковление детей. То есть нужно учитывать, что ребенку определенного возраста, характера, темперамента подходит, а что не подходит, и не перегружать его.

Еще один принцип: церковная жизнь должна быть именно жизнью, естественной жизнью семьи. Там, где начинается искусственность, начинается идолопоклонство. Это, кстати, было очевидно еще для пророков Ветхого Завета: основная мысль, которую они буквально вколачивали в сознание современников, — Бог, Которому они служат, есть Бог живой. Он — не идол. Помните, Христос в Евангелии говорит: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16, 6). Что это за закваска? Это соблазн начать относиться к Богу не как к Источнику жизни, а как к идолу и подменить подлинно духовную жизнь одним лишь соблюдением правил. Вот почему всякий искусственно смоделированный, не отвечающий основным жизненным потребностям человека уклад будет восприниматься как сказка, как игра, как нечто, не имеющее прямого отношения к реальности. И тогда можно услышать от человека: «А я не знаю, чем Церковь от театра отличается». Поэтому родителям следует помнить: если они будут играть в церковную жизнь, их дети, скорее всего, когда вырастут, в эту игру играть перестанут. Если церковная жизнь не станет для них настоящей, их чада не захотят ею жить.

— А что нужно для того, чтобы церковная жизнь стала настоящей для родителей? Некоторые семьи в своем стремлении жить благочестиво настолько увлекаются, что превращают свой дом в какое-то православное гетто, их дети не знают и боятся мира. А иногда наоборот — стесняются своих слишком религиозных родителей. Как с этим быть?

— Все должно быть с рассуждением. Невозможно в миру жить по монастырскому уставу. Духовное воспитание детей должно быть соотнесено с реальной действительностью. А она такова: мама встает в шесть утра — дети еще спят, папа приходит с работы в двенадцать часов ночи — дети уже спят. Какая совместная молитва? Как ее можно реализовать? Детей не укладывать спать до двенадцати часов или поднимать в шесть утра? Но при всем при этом необходимо удерживать семью в границах благочестия, то есть в таких границах, которые все-таки позволяют воспитать детей православными христианами. Как? Церковность в семье, как уже было сказано, должна быть именно жизнью. Маленький пример: вечером отец с матерью обсуждают, идти им в воскресенье в храм или не идти. Само такое обсуждение может свидетельствовать о том, что взрослые — еще сами не очень церковные люди, и, соответственно, эта их неустойчивость будет автоматически отражаться на детях. Для нормальной церковной семьи в принципе не должен стоять вопрос, идти в воскресенье в храм или не идти. Это жизнь, понимаете? Как мы можем не пойти в храм, если вся Церковь в воскресенье собирается только для одного: чтобы прославить воскресение Христа из мертвых. Вот когда и родители, и дети будут понимать, что жизнь Церкви, их жизнь в Церкви, жизнь в Церкви их семьи — это настоящая жизнь, а не кино или театр, все будет развиваться естественно.

К слову, почитание воскресного дня вообще — одно из самых простых и эффективных средств церковного воспитания. Как его можно выделить в быту? У нас, например, в этот день, как и в дни больших праздников, перед иконами зажигается лампада. Для детей это знак — этот день особенный, это торжество! Это, казалось бы, простое действие сразу создает соответствующее праздничное настроение. Второе: это единственный день на неделе, когда мы после службы всей семьей можем собраться за столом — поговорить, узнать, у кого что интересного произошло за неделю, обсудить планы. В остальные дни это нереально, поэтому мы дорожим воскресным днем. Еще для детей этот день — возможность отдохнуть, потому что, ввиду напряженности учебы, мы их в течение недели ограничиваем в просмотре телевизора, в компьютерных играх. А в воскресенье они пришли из храма, у всех хорошее настроение, праздничный день, вместе посидели за столом, а потом — свободное время. Такое времяпровождение тоже вполне органично входит в понятие воскресного дня, потому что кроме богослужения предполагается и отдых человека, в чем символически отражена идея будущего блаженства, пусть и в небольшой степени.

Ребенок никому ничего не должен

— Много у родителей вопросов, связанных с приучением детей к молитве. «Должен же ребенок к определенному возрасту вычитывать какое-то правило»,— сказала мне одна мама. Что скажете, должен? И как определить, какое?

— Вот ребенок как раз меньше всего «должен»! Если у вас ребенок начнет «вычитывать» правило, вырастет атеист, который однажды вам скажет: «Отстаньте от меня с вашей верой и Церковью!». Сам термин «вычитывание правила» — неправильный. Что Господь говорит в Евангелии? Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). То есть не человек для правила, а правило для человека. Есть некоторая проблема с восприятием этого слова в русском языке. У нас молитвенное правило — это обязаловка, это нечто такое: не исполнишь — значит согрешишь. А в греческом языке другой акцент. Там молитвенное правило можно сравнить с правилами дорожного движения. Это то, что помогает тебе жить духовной жизнью, как ПДД помогают водителю ездить. Понимаете: помогает жить, а не умереть духовно! А у нас иногда на практике получается так, что правило помогает духовно умереть, а не духовно жить. В этом смысле правило может меняться, может регулироваться в зависимости от ритма, от образа жизни, от духовного состояния человека. Это совершенно нормально.

— Так как же быть с детской молитвой?

— Молитва, как и все, связанное с Церковью, тоже не должна быть чем-то искусственным. Из нашего опыта и опыта многих церковных семей следует, что самой естественной для ребенка является молитва перед едой и после еды. Это наиболее простой способ научить дитя молиться. Сначала, совсем малыша, можно научить просто перекреститься, потом научить произносить хотя бы «Господи, благослови», а потом он уже сможет выучить молитву «Отче наш» и всё время перед едой ее читать. Позже можно выучить с ним еще и благодарственную молитву после трапезы. Эти молитвы — перед едой и после еды — очень много значат в воспитательном смысле. Если ребенок, допустим, не помолился перед едой, делая ему замечание, можно сказать так: «Что ж ты, как зверек? Вот животные не молятся перед едой, потому что они — животные. А человек тем от них и отличается, что он понимает: еда — это не просто то, что растет или покупается, а то, что дается от Бога». Но, разумеется, эта молитва станет естественной, только если сами родители перед едой и после еды молятся.

— А утреннее и вечернее правило?

— С ними сложнее. С молитвой перед едой все понятно: вот пища, логично перед ее вкушением помолиться, потом поблагодарить Бога за нее. А просить благословения на грядущий день и перед сном — для детей эти понятия сложнее. Поэтому сначала можно научить ребенка утром и перед сном просто перекреститься, крестик поцеловать. Знаю, что некоторые семьи молитву с детьми сводят к тому, что они все вместе читают «Отче наш», «Богородицу» и тропарь святому. Всё! Детям этого достаточно. А потом, когда дети спят, взрослые читают полное молитвенное правило.

— В церковных лавках можно встретить книги, в которых написано, какие молитвы к какому возрасту ребенок должен знать. Можно на эти пособия ориентироваться?

— Я считаю эти книжки большой глупостью. Многие взрослые сами не знают того, что, судя по рекомендациям в этих брошюрах, должен знать ребенок. Следовать им — это опять-таки пытаться загнать духовную жизнь в некие формальные рамки. А это не духовная жизнь, это ее имитация. Вообще, если говорить о книгах, о том, что касается воспитания детей, в том числе и духовного, нет ничего лучше, чем дневники царицы Александры Феодоровны, дневники отца Александра Шмемана и протоиерея Сергия Булгакова. Эти дневники — не придуманная кем-то теория. Это реализация религиозной жизни, религиозного воспитания на практике.

(Продолжение следует)

Газета «Православная вера» № 02 (550) 

Протоиерей Владимир Пархоменко
Ольга Протасова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *